Никогда не поздно поумнеть

Новые правила государственной регистрации субъектов предпринимательства в Украине

Новые правила государственной регистрации субъектов предпринимательства в Украине 03.12.2015

Новые правила государственной регистрации субъектов предпринимательства в Украине


26 ноября 2015 года украинский Парламент принял Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований". Prostopravo изучил основные новации данного закона и проанализировал его влияние на дальнейшее развитие бизнеса в Украине. 
   Оговоримся сразу, что на момент написания данного материала анализу подвергся текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению в Парламенте. 
   Согласно пояснительной записке к законопроекту, принятому 26 ноября Верховной Радой Украины, целью данного закона является реформирование системы предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей с целью ее приведения в соответствие к таким принципам предоставления административных услуг как открытость и прозрачность, оперативность и своевременность, рациональной минимизации количества документов и процедурных действий, необходимых для получения административных услуг, доступности и удобства для субъектов обращений. Также одной из целей принятия данного закона была передача органам местного самоуправления, местным госадминистрациям, нотариусам полномочий по предоставлению административных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. 
   Так, Законом определены субъекты государственной регистрации. К ним относятся: 
исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (после принятия соответствующего решения таким советом, кроме городов областного и республиканского (для АР Крым) значения), Киевский и Севастопольський городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, нотариусы, аккредитованные субъекты,критерии и требования к которым, а также порядок прохождения аккредитации и мониторинга которых устанавливает закон – в вопросах государственной регистрации других юридических лиц и физических лиц – предпринимателей; 
Министерство юстиции Украины – в вопросах госрегистрации политических партий, всеукраинских профсоюзов, их объединений, всеукраинских объединений организаций работодателей, обособленных подразделений иностранных неправительственных организаций, представительств, филиалов иностранных благотворительных организаций, постоянно действующих третейских судов, учредителями которых являются всеукраинские общественные организации, всеукраинских творческих союзов и их символики; 
территориальные органы Минюста Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе – в вопросах госрегистрации областных, региональных и республиканских профсоюзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, областных, республиканских АР Крым, Киевской и Севастопольской городских организаций работодателей и их объединений, постоянно действующих третейских судов; 
районные, районные в городах, городские (городов областного значения), горрайонные, межрайонные управления юстиции – в вопросах госрегистрации общественных объединений, их обособленных подразделений, общественных объединений без статуса юридического лица, местных и первичных профсоюзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, местных организаций работодателей и их объединений, подтверждения всеукраинского статуса общественного объединения. 

   Таким образом, новый Закон определяет 3 категории субъектов государственной регистрации, которые будут наделены полномочиями, осуществлять госрегистрацию субъектов предпринимательства. Это – органы местного самоуправления, нотариусы (как частные, так и государственные) и аккредитованные субъекты. 

   Наибольшее количество вопросов вызывает именно третья категория, поскольку кроме декларации о их праве осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, закон не оговаривает больше ничего, не устанавливая даже базовых принципов аккредитации таких субъектов. 
   К новациям закона следует отнести закрепление на законодательном уровне работу портала электронных сервисов, позволяющего совершать регистрационные действия посредством сети Интернет. Закон обобщил практику государственной регистрации, включив в себя и нормы, ранее закрепленные в нормативных актах, изданных в разное время Госкомпредпринимательства, Укргосреестром, Министерством юстиции Украины. 
   Еще одним позитивным моментом данного закона можно считать то, что в нем собраны особенности регистрации не только субъектов предпринимательства, как это было в Законе 2004 года, а и таких институтов, как политические партии и прочие общественные объединения, иностранные представительства, постоянно действующие третейские суды. Кроме того, регистрации теперь будут подлежать символика, а также всеукраинский статус общественного объединения.
   Законом четко установлены порядок и сроки проведения регистрационных действий. Так, например, документы, касающиеся государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей должны быть рассмотрены не позднее чем в течение 24 часов с момента их подачи. 
   
   Внесение административного сбора за государственную регистрацию субъекта предпринимательства Законом не предусмотрено, однако 0,3 минимальной заработной платы придется внести за государственную регистрацию изменений в данные о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, кроме внесения изменений в информацию об осуществлении связи з юридическим лицом, и 0,1 минимальной заработной платы необходимо будет заплатить за государственную регистрацию изменений данных о фамилии, имени, отчестве или местонахождении физического лица – предпринимателя. 

   Данный закон в основных своих положениях должен вступить в силу со дня, следующего за днем его опубликования. 
   В целом закон содержит ряд позитивных норм для дальнейшего ведения бизнеса, налицо желание парламентариев снизить коррупционную составляющую процедур государственной регистрации и упростить порядок ведения бизнеса в Украине, но правоприменение, в конечном итоге, расставит все на свои места.

Возврат к списку